Презентация по географии 9 кл научный комплекс. Научный комплекс — Гипермаркет знаний

>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс

Важнейшие межотраслевые комплексы

России и их география

Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).

Таблица 14

Межотраслевые комплексы России

Хозяйственные функции
Научный
Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний
Военно-промышленный
Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства - высокими технологиями
Машиностроительный Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами
Топливно-энергетический
Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах
Металлургический, химико-лесной
Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ
Агропромышленный Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции
Инфраструктурный Оказание разнообразных услуг производству и населению

§ 13. Научный комплекс

Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий . С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику . Вторая группа - научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.

Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки

Таблица 16

Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.

Наконец, третья группа - научные учреждения высших учебных заведений (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.

Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.

Во-первых, исторической - учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок - предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса .

В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России - Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).

Второй по значимости научный центр России - Санкт-Петербург - сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.

Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.

География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.

Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов - десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).

Следовательно, технополисы - это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.

Вопросы и задания


1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Рефераты, домашняя работа по географии скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы ответить, какова география научного комплекса России, стоит сначала уяснить, в каких условиях она формировалась. Так как современный научный комплекс страны был создан еще в Советском Союзе, то размещение его предприятий на территории России не было подвержено рыночной логике, но согласовывалось исключительно с интересами государственной безопасности и представлениями советской власти о городах будущего, так как многие города с крупными научными предприятиями строились с нуля.

Наука после Октябрьской революции

Несмотря на то что высококлассная наука существовала еще в Российской империи, в Советской России ей стало придаваться особое значение, так как, согласно новой идеологии, преображение и переустройство мира должно было происходить при непосредственном участии ученых разных областей. В новой стране была принята программа ликвидации неграмотности, открыты школы и введено всеобщее начальное образование.

С 1918 года в России были открыты тридцать три научно-исследовательских института, самыми крупными из которых были такие, как Центральный аэрогидродинамический институт, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. В последующие пять лет численность НИИ достигла пятидесяти пяти, а в 1927 году их насчитывалось уже девяносто. Исходя из такой численности институтов, можно предположить, что уже в то время география научного комплекса России была очень разнообразна.

Крупные научные центры

На советский период приходится безусловный расцвет науки в стране. Поэтому, рассказывая о том, какая география научного комплекса России, стоит указывать на то, что основные центры были созданы еще в СССР.

Советская наука характеризовалась чрезвычайной централизованностью как в географическом смысле, так и в управленческом. Главные научные центры формировались вокруг крупнейших вузов страны, расположенных в старых образовательных центрах вроде Москвы, Ленинграда, Казани и Киева.

Во время Великой Отечественной войны многие научные институты были эвакуированы на восток страны - на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Так появились крупные инженерно-научные коллаборации в Свердловске (Екатеринбурге), Челябинске и Новосибирске. Стоит отметить, что городов были ориентированы на такие крупные производственные предприятия, как Уралвагонзавод, Челябинский тракторостроительный завод и многие авиастроительные предприятия Новосибирска и Комсомольска-на-Амуре.

Наследие СССР

Следуя традиции централизации, сложившейся еще в советский период, российская наука также организована главным образом вокруг Академии Наук, в составе которой имеются многочисленные научно-исследовательские институты, лаборатории и учебные заведения.

Помимо центрального управления АН в Москве, в составе Академии находятся также три региональных отделения на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Кроме того, имеется разветвленная сеть научных центров, расположенных в Санкт-Петербурге, Северной Осетии, на Кольском полуострове, в Кабардино-Балкарии, Самарской области и Ростове-на-Дону.

Крупный научный центр находится также в Саратове, где занимаются фундаментальными исследованиями ядерной энергии, создают природоохранные проекты и проекты, ориентированные на производство возобновляемой энергии.

Наука на Северном Кавказе

Разговор о том, какова география научного комплекса России, не может быть содержательным без упоминания Северо-Кавказского филиала Академии Наук. В составе этого филиала находятся институты Северной Осетии, занимающиеся геофизическими исследованиями, социальной наукой, биомедициной и фундаментальной математикой. Однако особой сферой интересов Владикавказского отделения АН является центр исследования скифско-аланской цивилизации.

Важным центром научных исследований на северном Кавказе является также Дагестанский отдел Российской Академии Наук. В составе дагестанского отделения работает институт физики имени Амирханова, созданный в 1955 году на базе физической лаборатории, которую открыл Хабибула Ибрагимович Амирханов. Существует также отдел математических исследований и прикладного программирования, отдел геофизики и геометрии, но наиболее важной специализацией является исследование биологических ресурсов Каспийского моря и прилегающих областей, которое проводится на базе Прикаспийского института биологических ресурсов. Для гостей из других регионов большой интерес представляет Горный ботанический сад, в котором собраны растения, произрастающие в регионе.

Санкт-Петербургский научный центр

Петербург является неотъемлемой частью истории развития научного комплекса России. Именно в Петербурге впервые была организована Академия Наук, из-за чего в дореволюционный период ее часто называли Петербургской Академией, то есть по месту ее фактического пребывания.

Несмотря на то что после революции основные управляющие структуры были переведены в Москву, в Ленинграде, тем не менее, остались очень важные научные институты.

На сегодняшний день наиболее значимыми институтами в Петербурге считаются Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, Институт прикладной астрономии, Санкт-Петербургский филиал Специальной астрофизической обсерватории, Институт проблем электрофизики и энергетики и многие другие институты и лаборатории.

Отдельного упоминания заслуживает научная деятельность в сфере гуманитарных наук, таких как литература, филология и лингвистика, работающая, впрочем, на границе с математикой. Петербургская филологическая школа имеет славу далеко за пределами России.

Уральский филиал Академии Наук

Какова география Ответ на этот вопрос может быть очень обширным, ведь крупные научные и исследовательские центры находятся по всей стране. Практически в каждом регионе имеется значимая лаборатория, важный НИИ или отделение Академии Наук. Кроме того, в региональных центрах работают многочисленные члены-корреспонденты Академии Наук, вокруг которых формируются сообщества, специализирующиеся на той или иной области знания.

Уральское отделение Академии включает в себя представительства, лаборатории научные станции в таких регионах, как Свердловская область и Екатеринбург, Республика Коми, Пермский край и Удмуртская Республика. Также важное место в структуре научного комплекса России занимает Южно-Уральский научный центр.

Сегодня Правительство России вкладывает значительные средства и ресурсы в развитие новых как на базе уже имеющихся научных организаций, так и на основе новых институтов и исследовательских центров. Создаются Федеральные университеты, в рамках которых интегрируются различные ВУЗы, что дает значительные преимущества в исследованиях междисциплинарной направленности.

Кроме того, в Подмосковье создан научный центр Сколково, в котором создаются необходимые условия для развития таких отраслей знания, как нанотехнологии и программирование. В центре также действует университет, где ведут обучение по программам МБА.

География научного комплекса. Основная часть научных учреждений сосредоточена в крупных городах и агломерациях. Причины: Кооперация научных учреждений для организации исследований. Потребители Научных разработок расположены в крупных городах. Историческая.

Слайд 10 из презентации «Научный комплекс России» . Размер архива с презентацией 2478 КБ.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Изумрудный город Новосибирск» - Академгородок. Наука. Сложные инженерно-технические объекты. Деловой дом. Зоопарк. Мемориал Славы. Спортивный комплекс «Динамо». Экономика. Попытки решения жилищной проблемы. Герб Новосибирска. Перспективы развития. Проект планировки центра Академгородка. Условия возникновения. Архитектурный облик Новосибирска. Музеи Новосибирска. Дом Ленина. Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный». Период развития Новосибирской архитектуры.

«Донецк» - Крупные предприятия. Свято-Успенский храм. Фонтан по проспекту Ленина. Известные жители. Донецк. Фонтан а парке. Река Северский Донец. Кафе «Эдем». Улица Мира. Промышленность. Площадь Ленина. Город. Аквапарк «Водолей».

«Символы Мордовии» - Государственный флаг. Элемент мордовской вышивки. Значение гимна. Карта республики Мордовия. Гимн республики Мордовия. Герб. Значение герба. Красная лисица. Герб республики Мордовии. Флаг республики Мордовия. Государственные символы республики Мордовия.

«Религиозный состав населения России» - Национальный и религиозный состав населения России. Исаакиевский собор. Украинцы. Башкортостан. Православие. Московская соборная мечеть. Крупнейшая православная страна мира. Успенский собор. Казанская церковь. Численность. Вологодская область. Чуваши. Национальный состав населения России. Церковь Вознесения. Мусульманские народы. Интенсивные контакты народов. Крупнейшие языковые семьи. Число народов, проживающих на территории России.

«Характеристика Чёрного моря» - Островов в Чёрном море мало. Дельфины. Черное море. История Черного моря. Воды Чёрного моря. Берега Черного моря. Крупнейшие реки. Широкий диапазон солёности воды. Внутреннее море бассейна Атлантического океана. Данные по географии. Черноморское течение. Крупные города-порты. Спирорбис. Климат Чёрного моря. Отсутствие жизни. Район транспортных перевозок. Черноморские ракушки. Опасные животные Черного моря.

««Дальний Восток» 9 класс» - Климат Дальнего Востока. Рельеф Дальнего Востока. Зона хвойно-широколиственных лесов. Внутренние воды. Природные ресурсы Дальнего Востока. Руды цветных металлов. Запасы угля на Дальнем Востоке. 18 нефтяных и газовых месторождений. Только на полуострове Камчатка более 20 действующих вулканов. Биологические ресурсы. Природные зоны Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы Дальнего Востока.

На одном из каналов рассказывали про сокращение доли занятых в предпринимательском секторе научного комплекса России. Я не знал ни про научный комплекс, ни про его сектора, поэтому почувствовал себя глуповатым. Решил это исправить.

Понятие научного комплекса

Итак, научный комплекс - набор отраслей экономики, цель которых создавать новые знания, технологии, и объединяющий три составные:

  • отрасли, ориентированные на оборонную промышленность (60% работников комплекса);
  • НИИ РАН, занимающиеся вопросами научной теории (10%);
  • ВУЗы страны, архивы, музеи, библиотеки (30%).

Состав научного комплекса

Еще в советское время произошло разделение отраслей знаний на военную и гражданскую системы. Если военный научный комплекс включает научно-технические организации ведущих вузов страны, то гражданский состоит из секторов науки:

  • вузовского;
  • отраслевого;
  • академического;
  • заводского.

А после распада Союза, появился и предпринимательский сектор.

Академический сектор в своей организационной структуре имеет научные организации Академии наук и отраслевые академии. Самое значимое место в данном секторе принадлежит Российской Академии наук и её отделениям.

Вузовский сектор науки объединяет разнотиповые организации, которые заняты научными исследованиями и разработками:

  • экспериментальное хозяйство;
  • проектные организации;
  • ботанические сады;
  • обсерватории;
  • научно-исследовательские кафедры, институты;
  • научно-учебные центры;
  • отраслевые лаборатории;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • конструкторские и технологические бюро при институтах.

Отраслевый сектор науки ориентируется в большей степени на прикладные исследования, технологические и опытно-конструкторские разработки.

Заводской сектор науки в своей структуре содержит инженерно-технические подразделения производственных объединений и промышленных предприятий. Сектор объединяет конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, которые находятся на самостоятельном балансе производственных объединений и промышленных предприятий.

Предпринимательский сектор объединяет центры прикладной науки, которым характерно негосударственное финансирование, а частное.


Тема урока: Научный комплекс

Тип урока: комбинированный

Цели урока : познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.

Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс.

Ход урока

1.организационный момент

2.целевая установка

3.проверка домашнего задания

Смысловой блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Межотраслевые комплексы

Дать определение понятия межотраслевые комплексы

Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57

Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный

Перечисляют хозяйственные функции.

4. Изучение нового материала.

Смысловой блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Научный комплекс

Мы живем в век НТР, когда значение научных знаний резко возрастает.

Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году?

В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.

Назовите проблемы научного комплекса

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Перечислите состав научного комплекса

1.академческий сектор

2.сектор вузовского образования

3.предпринимательский сектор

4.отраслевой сектор

5.заводской сектор

По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год.

Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций

По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год

Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.

Какова география российской науки?

Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

Перечислите крупнейшие центры науки и образования России.

Это объясняется множество причин.

1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах

2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок

3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются

Москва, Санкт-Петербург

Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Технополисы

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис?

Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)

Вывод: технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

5.Закрепление

1.Назовите секторы научного комплекса?

2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)

3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)

5.Что такое технополис?

Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93.